menu
person

Деметра

 

Деметра - богиня плодородия и земледелия

 

Деметра — дочь Кроноса и Реи, богиня плодородия земли, пахоты и урожая, защитница общественного порядка. Её дочь носит имя Персефона. У римлян богиня плодородия именуется Церера, а её дочь — Прозерпина.

Могущественна великая богиня Деметра. Она даёт плодородие земле, и без её благотворной силы ничто не произрастает ни в тенистых лесах, ни на лугах, ни на тучных пашнях.

Деметра одна из самых почитаемых олимпийских божеств. Древнее хтоническое происхождение Деметры засвидетельствовано её именем (буквально, «земля-мать»). Культовые обращения к Деметре: Хлоя («зелень», «посев»), Карпофора («дарительница плодов»), Фесмофора («законодательница», «устроительница»), Сито («хлеб», «мука») указывают на функции Деметры как богини плодородия. Она благостная к людям, богиня прекрасного облика с волосами цвета спелой пшеницы, помощница в крестьянских трудах. Она наполняет амбары земледельца запасами. К Деметре взывают, чтобы зёрна вышли полновесными и чтобы удалась пахота. Деметра научила людей пахоте и посеву, сочетавшись в священном браке на трижды вспаханном поле острова Крит с критским богом земледелия Ясионом, и плодом этого брака был Плутос — бог богатства и изобилия.

 

Деметра - богиня гражданского устройства и брака

 

Научив елевзинских правителей Триптолема, Диокла, Евмолпа и Келея приношению жертв и елевзинским таинствам, Деметра обучила Триптолема, сына элевсинского царя засевать поля пшеницей и обрабатывать их. Она подарила Триптолему колесницу с крылатыми драконами и дала зёрна пшеницы, которыми он засеял всю землю. В мифе о Деметре отражена также извечная борьба жизни и смерти. Она рисуется скорбящей матерью, утерявшей дочь Персефону, похищенную Аидом. В Гомеровском гимне «К Деметре» рассказывается о странствиях и горе богини в поисках дочери; приняв образ доброй старушки, Деметра приходит в соседний с Афинами Элевсин в дом царя Келея и Метаниры. Её приветливо встречают в царской семье и впервые после потери дочери Деметра развеселилась от забавных шуток служанки Ямбы. Она воспитывает царского сына Демофонта и, желая сделать его бессмертным, натирает мальчика амброзией и закаляет в огне. Но после того как Метанира случайно увидела эти магические манипуляции Деметры, богиня удаляется, открыв своё имя и приказав построить в свою честь храм. Именно в нём восседает печальная богиня, горюя по дочери. На земле наступает голод, гибнут люди, и Зевс приказывает вернуть Персефону матери. Однако Аид даёт своей супруге Персефоне вкусить гранатовое зёрнышко, чтобы она не забыла царство смерти. Две трети года дочь проводит с Деметрой, и вся природа расцветает, плодоносит и ликует; одну треть года Персефона посвящает Аиду. Плодородие земли не мыслится вне представления о неизбежной смерти растительного мира, без которой немыслимо его возрождение во всей полноте жизненных сил.

 

Деметра дочь Кроноса и Реи, сестра и супруга Зевса, от которого она родила Персефону

 

Деметра — прежде всего богиня, почитавшаяся земледельцами, но отнюдь не изнеженной ионийской знатью. Её повсеместно прославляют на празднестве Фесмофорий как устроительницу разумных земледельческих порядков. Деметра относится к числу древних женских великих богинь, дарующих плодоносную силу земле, животным и людям. Деметра почитается на этом празднестве вместе с дочерью Персефоной, их именуют «двумя богинями» и клянутся именем «обеих богинь». Главное священное место Деметры — Элевсин в Аттике, где в течение 9 дней месяца боэдромиона (сентября) проходили Элевсинские мистерии, символически представлявшие горе Деметры, её странствия в поисках дочери, тайную связь между живым и мёртвым миром, физическое и духовное очищение; мать и дочь — «обе богини» почитались совместно. Старинные афинские семьи имели наследственное право участия в элевсинских священнодействиях и повиновались обету молчания. Эсхил по традиции пользовался этим правом и даже был изгнан из Афин якобы за разглашение ритуальных фактов, известных только посвящённым.